По словам Игоря Штехермана, главы X5 Retail Group, значительное подорожание продуктов питания обусловлено ростом стоимости товарных грузоперевозок. Транспортный расход, по его наблюдениям, вырос примерно на 20%. Весомую роль в этом сыграла пандемия. Усугубляют ситуацию недостаток рефрижераторов, отсутствие обновлений автопарков, а также закрытие крупных компаний. Другая проблема — нехватка водителей. Транспортные организации вынуждены поднимать зарплаты и увеличивать прочие расходы.
Михаил Бурмистров, директор организации «Infoline-аналитика», поделился своим мнением: «В момент сокращения грузоперевозок (начало 2020-го года) транспортные компании значительно урезали инвестиции на обновления автомобильных парков. Также негативный эффект оказало продолжительное «обеление» рынка. Маленькие игроки сферы грузоперевозок практически не платили налоги, а более крупные организации значительно снизили их долю».
Проблема оказалась комплексной и спровоцировала рост расходов на транспорт. Отсюда возникло увеличение продуктовых цен.
Согласно информации СМИ, за последние 2 месяца произошел трехкратный рост цен на транспортировки с южной в центральную часть страны. Если говорить о сроках год к году, повышение оказалось двукратным. Андрей Карпов, президент РАЭРР, говорит о росте цен до конца текущего года и связывает это с увеличением спроса на работу логистов. Дополнительно на ситуацию повлиял рост популярности онлайн-доставок. Предложений для удовлетворения запросов компаний при этом недостаточно, поэтому решить вопрос быстро не получится.
Вряд ли поможет и увеличение инвестиций в пополнение автопарков: не хватает водителей нужной категории. Купить машину не сложно — сложнее найти квалифицированные кадры. Из-за этого потенциальное удорожание логистических услуг сохранится до конца 2021-го года и, возможно, продолжится далее.
Существует и другой взгляд на сложившуюся проблему. Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс», утверждает, что заявляемое ритейлерами увеличение цен не так критично. По его словам, перевозчики заведомо учитывают затраты, связанные с ремонтом транспорта и удорожанием бензина. Специалист утверждает, что магазины сами осуществляют наценку на продукты. При этом Матягин не отрицает рост стоимости логистических услуг, но речь идет об увеличении лишь на 10-15%. Причем указанные проценты актуальны для южных направлений. В иных случаях удорожание происходит на 5-10%.
На данный момент средний возраст используемых автомобилей составляет 21 год. На это повлияла стабильность цен перевозок в последнее десятилетие.
Еще в 2020-м году держались цены 2010-го года. Исходя из этого, возникает вопрос о компенсировании трат перевозчиков, ведь за этот период топливо подорожало на 31 рубль. Рост стоимости на бензин за последние 6 месяцев составил 3 рубля, что может стать ответом. Но тогда появляются вопросы к топливникам и поискам их сверхприбыли. Дополнительно Владимир Матягин рассмотрел ситуацию на примере повышения цены на морковь. В поле она стоит 5 рублей. Доставка даже с юга обойдется еще в 5 рублей. Получается, что вся остальная сумма является чистой накруткой магазина.
Вам понравилась новость?
Комментарии