Российские автомобильные грузоперевозки развиваются в ритме международных тенденций. Если рассмотреть процентную массу перевозимых грузов, то на долю автоперевозок внутри страны приходится порядка 70%. Что же касается соответствующих параметров для международных перевозок, то количество перевозимого автотранспортом груза колеблется в пределах 80%.
Соотношение внутрироссийских и международных показателей приходящегося на автотранспортные перевозки грузооборота, величину которого можно рассчитать по формуле вес партии, умноженный на расстояние перевозки, составляет соответственно 4-5% и около 8%.
Поскольку площадь российской территории и протяженность ее дорог довольно внушительна, этим легко объясняются диспропорции по показателям грузооборота и количеству перевозимых автотранспортом грузов. Как правило, автомобильные грузоперевозки востребованы для транспортировки грузов на небольшие расстояния, а также используются для доставки грузов, к примеру, от морского порта до железнодорожной станции. На большие расстояния грузы транспортируются преимущественно при помощи железнодорожного транспорта. Сферой наибольшего применения автотранспортных грузоперевозок считается пригородное сообщение, расстояние перевозки на котором колеблется в районе 50 км.
Что же касается специфики всех перевозимых грузов внутри страны, огромную их часть составляет добываемое в отдаленных районах страны сырье. Для его транспортировки на огромные расстояния более приспособленным видом транспорта по праву считается железнодорожный. Автомобили применимы в тех регионах, где нет железнодорожного сообщения и применение другой техники не целесообразно. Если проанализировать протяженность железнодорожного сообщения по стране, то можно прийти к выводу, что на долю автотранспортных перевозок приходятся довольно внушительные территории.
Нельзя отбросить со счетов влияние климатических условий на развитие автомобильных грузоперевозок в России. В период весенней распутицы во многих регионах России существенно ограничено движение автотранспорта, а по отдельным маршрутам высокая стоимость разрешения на проезд практически полностью прекращает движение. Также отрицательно сказывается на развитии автотранспортных грузоперевозок отсутствие качественного дорожного покрытия.
Соотношение общей протяженности дорог к дорогам с твердым покрытием на территории России на порядок ниже, чем такой же показатель в странах Европы или США.
Современные политические тенденции, а также внедрение системы «Платон», также оставляют свой отпечаток на развитии сферы грузоперевозок. Санкции, применяемые к России, вынудили многих перевозчиков отказаться от международного направления. Такое положение вызвало повышение конкуренции между перевозчиками, что в свою очередь повлекло снижение цен на услуги. Даже введение оплаты за проезд по дорогам общего пользования для тяжелых автомобилей с конца 2015 года не оказало существенного влияния на стоимость перевозок.
Сложность ситуации обусловлена также и экономическим кризисом, ростом цен и падением курса рубля. Подавляющее большинство российских автомобильных грузоперевозок осуществляют индивидуальные предприниматели. Не имея в собственном автопарке достаточных ресурсов для удержания собственного бизнеса на плаву в сложившихся условиях, предприниматели нередко принимают решение экономить на ремонте или обновлении техники, либо придумывают не вполне законные схемы деятельности.
Такие обстоятельства не могли не отразиться на общероссийском состоянии развития сферы автомобильных грузоперевозок. Состояние автотранспорта в целом оставляет желать лучшего, многие автомобили просто устарели. Нередко в России используется транспорт, не допущенный к использованию на европейских дорогах, где требования к техническому состоянию транспорта существенно выше. По статистике средний возраст используемого для перевозки груза автотранспорта в России составляет 20 лет. Все это негативно отражается на безопасности грузоперевозок.
Криминальная обстановка тоже оставляет желать лучшего. Число случаев кражи груза и мошенничества по статистике увеличилось. Однако, невзирая на это, мало востребованной остается услуга по страхованию грузов. Если в странах Европы практически каждый девятый автомобиль с грузом застрахован, то в России более половины грузов остаются без страхового полиса. При этом только пятая часть застрахованного груза транспортируется по внутрироссийским маршрутам.
Изменения в сфере предоставления услуг по грузоперевозке связаны также и с тем фактом, что большинство компаний начали закупать более мелкие партии товаров. На транспортную единицу снизился объем перевозимых грузов, популярными услугами стали сборные грузоперевозки и «догруз». Снижение объема перевозимых партий, введение системы «Платон», не распространяющейся на автомобили с малой грузоподъемностью, поспособствовали росту продаж автомобилей с малой и средней грузоподъемностью.
Вам понравилась новость?
Комментарии